image001.jpg

1740 31 марта 2023 г. Тимакова О. А.

Евроинтеграция Западных Балкан в условиях геополитических трансформаций

Европейский союз предоставил статус стран-кандидатов Молдове и Украине в 2022 году. Европейский совет однако не установил сроки интеграционных процедур для этих стран. Президент Франции Э. Макрон даже заявил, что переговоры о вступлении для существующих кандидатов займут много времени, а в случае Украины даже «несколько десятилетий». Политика расширения Евросоюза находится в кризисе, происходящем из системных проблем евроинститутов и общего скептицизма стран-членов.

Среди вероятных векторов перспективного расширения реальным и неизбежным остается балканский. Хотя региональная стабильность, геополитические и геоэкономические интересы с очевидностью толкают Брюссель в сторону Балкан, расширение в этом направлении, считают эксперты, «сулит Евросоюзу, пожалуй, не меньше политических и экономических проблем, нежели присоединение стран ЦВЕ» .

Европейский союз стремится добиться политико-экономического доминирования на Балканы. С экономической точки зрения ЕС уже является ведущим торговым партнером для всех стран региона, а инвестиции Союза составляют более 60% прямых иностранных инвестиций в регионе .

Союз также использует потенциал крупных аналитических центров для обоснования безальтернативности европейского вектора будущего развития стран-кандидатов. Весной 2018 года, за несколько месяцев до пятого саммита Берлинского процесса в Лондоне The Economist Intelligence Unit опубликовал отчет о перспективах Западных Балкан при вступлении в ЕС . Предлагалось два сценария развития стран полуострова. Позитивный сценарий концентрировался на членстве государств в ЕС. Противоположный ему, был сформулирован как негативный: странам не удалось присоединиться к Союзу и их развитие в связи с этим ставилось под сомнение.

В совместных декларациях делается акцент на финансовой помощи, которую оказывает Европейский союз. «ЕС очень быстро мобилизовал пакет на сумму более 3,3 млрд евро в пользу Западных Балкан… в борьбе с COVID-19 и для постпандемического восстановления», а «поддержка и сотрудничество ЕС [в борьбе с кризисом COVID] выходят далеко за рамки того, что любой другой партнер предоставил региону» .

Хотя верно то, что другие государства не предоставили более существенную помощь, средства, выделенные Евросоюзом в сравнительном отношении не настолько значительны. Половина из предоставленных 3,3 млрд евро составила помощь в виде «льготных кредитов» от Европейского банка реконструкции и развития , что означает «реальная помощь» в виде грантов, согласованных на саммите в Загребе, всем шести государствам Западных Балкан, кандидатам или потенциальным кандидатам на членство в ЕС, в совокупности составляет около 1,6 млрд евро. Это почти в четыре раза меньше, чем помощь Хорватии – единственному члену ЕС на Западных Балканах – в 6 млрд евро в течение следующих трех лет из пакета экстренной помощи ЕС для государств-членов в общем размере 750 млрд евро .

Вопреки усилиям ЕС общественное мнение во многих государствах Западных Балканах не всегда положительно. Согласно опросу конца 2021 г., только граждане Черногории относятся к ЕС более позитивно, чем к другим внешним акторам (включая США). Во всех западно-балканских странах, кроме Албании, ЕС рассматривается как более крупный распространитель дезинформации, чем Россия. Граждане Сербии наиболее скептически относятся к ЕС. Они считают, что Китай оказывает большую финансовую помощь, чем Евросоюз, и менее 20% из них оцениваю влияние ЕС как положительное, в противовес 60% положительно настроенных респондентов к России и 55% к Китаю .

Системность проблем политики расширения ЕС в целом сводит весь процесс европеизации Балканского полуострова за последнее десятилетие к поверхностным и двойственным результатам.

Но проблемы в продвижении «европейской идеи» среди государств-кандидатов начали усугубляться уже с 2008 года. Финансовый и последовавший экономический кризис спровоцировали более критичное восприятие ЕС как нормативной силы в регионе. После серьезных проблем с которыми столкнулись страны Южной Европы – Греция, Испания и Португалия – и тех ограничений, которые на них наложил Брюссель, модель развития Евросоюза как стимул для интеграции стран Западных Балкан была поставлена под сомнение.

Отсутствие реалистичной перспективы членства в Евросоюзе в среднесрочной перспективе и неспособность ЕС выполнить свои обещания уменьшили стимулы для проведения реформ по образцу Евросоюза. Собственные национальные интересы государств Балканского полуострова и непоследовательная политика ЕС в вопросе расширения, формулирование новых требований от государств-членов, способствовали росту недоверия среди политических элит. В интервью с политическими деятелями стран-кандидатов было заявлено, что Acquis Communautaire используется для реализации национальных интересов определенных стран-членов ЕС по отношению к странам-кандидатам .

Экспертное сообщество Западных Балкан неоднократно пыталось вербализировать разочарование стран-кандидатов от затянувшегося процесса вступления, указывая, что стимулы в поддержку реформ и модернизации могут работать только в том случае, если процесс расширения остается заслуживающим доверия и доступным для кандидатов в члены ЕС. То есть, если они останутся убежденными в том, что действующие государства-члены приветствуют их в качестве будущих членов, скорость их вступления будет зависеть исключительно от прогресса в принятии общего законодательства. В противном случае мотивация к проведению трудных реформ, зачастую вызывающие конфликт элит, будет ослабевать, а весь процесс присоединения – сорван .

Страны-члены ЕС же все чаще прибегают к сдерживающей риторике. В том числе они обосновывают это тем, что элиты государств-кандидатов реализуют т.н. политику «отвода глаз» – создают видимость реформ и процесса европеизации, но не реализуют их . Декларации о намерениях и публичные заявления не выполняются, законы ЕС, хотя и вводятся в национальные системы права не соблюдаются.

В Декларации Софийского саммита ЕС-Западные Балканы 2018 г. уже отсутствовали термины «интеграция» и «расширение» . Загребская декларация, принятая на саммите в мае 2020 г., продолжала эту линию и не применяла термины «расширение», «членство» и «вступление».

Ограничение ожиданий стран-кандидатов в перспективах членства в свою очередь сказывается на геополитическом статусе Евросоюза в регионе, увеличивая мотивы балканских стран развивать отношения с Россией и Китаем. Расширение однако остается самым мощным внешнеполитическим инструментом Европы для сохранения контроля над региональными политическими процессами на своей периферии, подавления национализма и снижения влияния внешних акторов. Но Западные Балканы рассматриваются в Брюсселе и многих государствах-членах ЕС как маргинализованный и неустойчивый регион. Перспектива вступления в ЕС для самих государств Балканского полуострова используется Союзом для расширения реализации собственных стратегических интересов в регионе. Отсутствие конкретной перспективы стать членами ЕС в сочетании с необходимостью устранять последствия кризисов последних лет усиливают многовекторность во внешней политике балканских стран.


[1] Тэвдой-Бурмули А.И. «Велосипедист на болоте»: уроки и перспективы расширения ЕС в XXI веке // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №4(31). С. 106-112.

[2] EU-Western Balkans relations // European Commission. 16.03.2022. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/eu-and-western-balkans-towards-common-future_en

[3] Western Balkans to 2025: a brighter future or permanent marginalisation? // Economist Intelligence Unit. 2018. URL: https://www.eiu.com/public/topical_report.aspx?campaignid=WesternBalkans

[4] Zagreb Declaration, 6 May 2020 // European Council. 06.05.2020. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/43776/zagreb-declaration-en-06052020.pdf

[5] Infographic - COVID-19: €3.3 billion EU package for the Western Balkans // European Council. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/infographics/economic-support-to-western-balkans/

[6] Recovery plan for Europe // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/recovery-plan-europe_en#figures

[7] Tzifakis N., Delević M., Kmezić M., Nechev Z. Geopolitically irrelevant in its ‘inner courtyard’? The EU amidst third actors in the Western Balkans // Balkans in Europe Policy Advisory Group. 03.12.2021. URL: http://balkanfund.org/pubs/uploads/Geopolitically_irrelevant_in_its.pdf

[8] Sekulic T. The European Union and the Paradox of Enlargement. The Complex Accession of the Western Balkans. Cham: Palgrave Macmillan. 2020

[9] Dabrowski M. Towards a new eastern enlargement of the EU and beyond // Intereconomics, 2022, 57(4), 209-212.

[10] Blockmans S. The Prize is More Peace: The EU Should Consolidate its Enlargement Process // CEPS Commentary, Centre for European Policy Studies. 08.11.2012. URL: https://www.ceps.eu/ceps-publications/prize-more-peace-eu-should-consolidate-its-enlargement-process/

[11] EU-Western Balkans Summit 2018 // European Commission. 17.05.2018. URL: https://www.consilium.europa.eu/media/34776/sofia-declaration_en.pdf

Оставьте комментарий:

* отмечены пункты, обязательные к заполнению






Комментарии


Комментариев еще нет