Вернуться к блогу

153 6 февраля 2025 г. Серегина А.А.
Путь становления энергетического лидерства России
«Энергостратегия России на период до 2050 года должна быть подготовлена до конца марта 2025 года» - сообщил журналистам Министр энергетики России С.Е.Цивилев[1]. Стратегическое планирование развития энергетического сектора России до 2050 года обсудили еще в конце 2024 года на площадке Министерства энергетики под председательством С.Е. Цивилева, где была организована широкая дискуссия с участием парламентариев профильных комитетов обеих палат Федерального Собрания, представителей энергетических компаний и отраслевых организаций[2]. В ходе встречи участники рассмотрели ключевые аспекты проекта Энергетической стратегии, уделив особое внимание вопросам технологического развития топливно-энергетического комплекса, обеспечения энергетической безопасности страны и укрепления позиций России на мировых энергетических рынках. Эксперты отметили важность комплексного подхода к формированию долгосрочной стратегии, учитывающей как текущие вызовы, так и перспективные направления развития отрасли.
Действительно, энергетический комплекс Российской Федерации сегодня переживает фундаментальную трансформацию, направленную на создание качественно нового состояния отрасли. В основе текущих преобразований лежит сбалансированное развитие, объединяющее: гарантированное обеспечение внутреннего рынка доступными энергоресурсами, эффективную реализация экспортного потенциала и достижение технологического суверенитета.
Система таких взаимосвязанных преобразований скорее всего (и это, с большой вероятностью, будет отражено в обновленной Энергетической стратегии России) будет направлена на создание:
1. технологически независимого энергетического комплекса: основополагающим фактором трансформации является переход от традиционной роли поставщика энергоресурсов к роли технологического лидера в энергетическом секторе. Такой переход осуществляется через создание комплексной отечественной технологической базы, охватывающей все сегменты ТЭК - от добычи и переработки до транспортировки и распределения энергоресурсов. Обеспечение технологического суверенитета сопровождается разработкой единых российских стандартов оборудования, созданием отечественного программного обеспечения и формированием полного цикла производства критических компонентов.
Неотъемлемой частью технологической трансформации является и достижение «цифровой зрелости» энергетической инфраструктуры. Внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий, развитие центров обработки данных и систем искусственного интеллекта формируют новую архитектуру управления энергосистемами. При этом сегодня особое внимание на предприятиях ТЭК уделяется обеспечению кибербезопасности критической инфраструктуры, которая становится неотъемлемым условием надежного функционирования энергетического сектора.
2. экологически ответственного энергетического комплекса: экологическая составляющая органично вплетается в формирующуюся энергетическую парадигму за счет внедрения инновационных технологий, позволяющих контролировать выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов и одновременно увеличивать энергетический потенциал. Такой подход позволяет гармонично сочетать экономическую эффективность с экологической ответственностью, что также соответствует мировым тенденциям устойчивого развития.
3. экономически эффективного энергетического комплекса: принципиальное значение имеет переход к экономике предложения, где энергетический сектор является активным генератором новых возможностей. Это предполагает масштабную модернизацию производственных мощностей, развитие инфраструктуры и создание новых промышленных центров, что, в свою очередь, стимулирует развитие смежных отраслей и создает мультипликативный эффект для всей экономики, способного обеспечить устойчивое развитие национальной экономики и укрепить позиции страны на мировой энергетической арене.
Очевидно, что реализация этих стратегических ориентиров может быть достигнута за счет оптимального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов.
Таким образом, и в долгосрочной перспективе топливно-энергетический комплекс России, на долю которого приходится более 61% экспортной выручки, 20% ВВП и более 9,6 трлн рублей бюджетных поступлений, а в мировом масштабе уникальность ресурсной базы России обеспечивается за счет: 3-е места по запасам нефти и 2-е места по добыче нефти; 1-е места по запасам природного газа и 2-е места по его добыче; 5-е места по запасам угля и 6- е места по его добыче; 4-е места по запасам урана и 6-е места – по его добыче, продолжит оставаться фундаментальной основой национальной экономики, а его системообразующая роль будет только усилена за счет масштабных инвестиций, создания новых рабочих мест и стимулирования технологического развития смежных отраслей.
[1] Энергостратегия РФ должна быть подготовлена до конца марта [Электронный ресурс] //Интерфакс. - 17.01.2025. – URL: https://www.interfax.ru/business/1003514 (дата обращения: 18.01.2025).
[2] В Минэнерго состоялось обсуждение проекта Энергостратегии РФ до 2050 года [Электронный ресурс] // СО ЕЭС. – 26.11.2024. – URL: https://www.so-ups.ru/news/energy-news/energy-news-view/news/26200/ (дата обращения: 01.02.2025).
Комментарии
Комментариев еще нет