
24 июня 2025 г.
На Новой сцене Большого театра состоялась премьера двухактного балета «Дягилев» в рамках фестиваля «Нам нужен Дягилев».
«Для зрителя балет будет интересен прежде всего своим подходом, новым взглядом, современной хореографией, замечательный художник постановщик Игорь Чапурин придумал необыкновенное оформление и тонкий эскиз костюмов, прекрасный художник по свету Константин Бинкин погрузит нас в нереальные картинки того времени. И, конечно, мне, как режиссеру драматическому, привыкшему работать во МХАТе, было интересно вытащить драматическую линию из танца, когда хореография не просто покоряет мастерством танцовщиков, но и ведет непрерывный рассказ истории», - рассказал журналистам Сергей Глазков, режиссер-постановщик балета.
По словам Сергея Шитькова, и.о. ректора Дипломатической академии МИД России, автора идеи проекта, сопредседателя Организационного комитета фестиваля культурного поиска «Нам нужен Дягилев» «Спектакль «Дягилев» – это переплетение современной хореографии и исторического сюжета, где музыка, танец и сценография идут вслед за причудливыми перипетиями историй: истории любви, балета и искусства. Это не просто личность, это символ участия заказчика, мы хотели подчеркнуть его роль в культурных событиях и в искусстве. Роль заказчика недостаточно подчеркнута в нашей жизни, не так много лиц. Мы знаем исполнителей, музыкантов, художников, танцоров, но не заказчика, не того, кто придумал и организовал».
Как отметил премьер Большого театра Денис Родькин, исполнивший роль Дягилева и выступивший художественным руководителем постановки «Это совсем маленький фрагмент из его жизни, примерно 1912 год. Идея балета вынашивалась 1,5 года, в конце концов мы поняли, что нужно делать не что-то, что делалось до нас, а что-то свое, новое. Новое либретто, новые декорации, новая хореография - так и решили сделать балет «Дягилев».
Но сам балет - лишь лейтмотив спектакля, легкая пастораль, скорее повод вывести на сцену истинных героев этой драмы. Именно Герои, ведь Дягилеву удалось собрать столь непохожих и противоречивых титанов искусства. Морис Равель (Вячеслав Лопатин- премьер Большого театра), Лев Бакст (Денис Савин- премьер Большого театра), Михаил Фокин (Семен Чудин – премьер Большого театра), Вацлав Нижинский (Дмитрий Смилевски- премьер Большого театра) и Тамара Карсавина (Элеонора Севенард- прима Большого театра) — вот те пять элементов, в руках которых родилась ярчайшая жемчужина-балет «Дафнис и Хлоя». Каждый из них оставил неизгладимый след в истории искусства, о каждом из них можно говорить бесконечно. «Мне удалось поработать со многими артистами Большого театра, и я рад такой возможности. В этой постановке каждый исполнитель подобран для роли прекрасно, ведь каждый персонаж - часть самого Дягилева», - отметил в своем выступлении накануне премьеры хореограф-постановщик Алессандро Каггеджи.
Спектакль поставлен в стиле современного балета, переплетенного с традициями неоклассицизма. В музыкальной основе лежит оригинальная музыка французского композитора Мориса Равеля в исполнении живого оркестра. Мотивы художника Льва Бакста вдохновляли Игоря Чапурина (художник - постановщик) в решения сценического пространства и костюмов.
Справочно: Организатором фестиваля культурного поиска «Нам нужен Дягилев» является Фонд поддержки культурных инициатив «БрукоФестивальФонд». Фонд оказывает поддержку гуманитарным, образовательным, научным и иным инициативам, направленным на популяризацию российской культуры и искусства, духовное, научное и историческое просвещение. Уже более 7 лет Фонд оказывает поддержку культурным и образовательным проектам федерального уровня. При содействии команды Фонда проведены свыше 70 культурных мероприятий. Спектакль создан совместно с продюсерским агентством «БеллАрт Продакшен».