8

29 сентября 2025 г.

Профессор кафедры дипломатии В. Винокуров выступил по ВКС на III Международной научно-практической конференции «Артековские чтения» на тему: «Суверенная национальная система: 100 лет дорогой детства» (секция «Ценности и смыслы»).

В своем докладе «О смысле и ценностях национальной системы образования на исторических примерах российской внешней политики и дипломатии» Владимир Иванович связал название темы конференции с двумя важнейшими направлениями деятельности педагогов и наставников – профориентацией (смысл) и воспитательной работой (ценности).

Говоря о профориентации, он подчеркнул, что сегодня требуется внятно обозначить школьникам идео­логические принципы формирования государства и его атрибутов: внешней политики и дипломатии. Конечно, эта задача посто­янно присутствует в повестке, то обостряясь, то угасая. Но нужна не доктрина, а набор поддерживаемых характеристик, по которым молодое поколение смо­жет определять свою профессиональную идентификацию. Иными сло­вами, требуется в практической плоскости внедрить школьникам представление о будущей профессии дипломата и подтолкнуть их к осознанию профессиональной идентичности с ней.

Среди ценностей современной молодёжи Владимир Иванович выделил важность формирования патриотизма. Эта работа предполагает, что, во-первых, патриотическое воспитание должно пронизывать учебный процесс на протяжении всего периода формирования внутреннего мира подрастающего поколения (детский сад – школа – вуз), являясь воспитательной доминантой; во-вторых, основу патриотического воспитания должно составлять направление и профиль подготовки в ВУЗе.

В связи с этим он остановился на опыте воспитательной работы с обучающимися в Дипломатической академии МИД России с опорой на богатую историю Российского государства и исторические примеры российской внешней политики и дипломатии, что особенно актуально в связи с 80-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В частности, он привел пример проявления патриотизма сотрудниками НКИД СССР, в том числе выпускниками Высшей дипломатической школы, которые записались в Московское народное ополчение и ушли на фронт. Из 183 дипломатов-ополченцев 72 навсегда остались в земле Смоленщины, а с войны вернулись только около 40 человек.