Вернуться к блогу
1950 5 сентября 2023 г. Гуляева Е.Е.
Особенности подходов к правовому регулированию обеспечения биологической безопасности в США и КНР
Peculiarities of Approaches to Legal Regulation of Biological Safety in the USA and China
В силу бурного развития генетической науки и необходимости надлежащего обеспечения национальной безопасности, приоритетной задачей многих государств мира становится усовершенствование методов правового регулирования геномных исследований[1]. Так, во внутригосударственном праве воспроизводятся и дополняются нормативно-правовые акты, принятые на международном и региональном уровнях.
На сегодняшний день в практике государств, относящейся к регулированию безопасности геномных исследований, сложились два основных подхода. Первый подход предусматривает разработку и принятие законов, регулирующих определённые аспекты осуществления геномных исследований. Второй подход более гибкий и динамичный, поскольку направлен на выработку инструкций и руководств, задающих направление регулирования исследований генома человека. При этом в правовой системе многих государств отсутствуют такие нормы, которые возлагали бы на ученых обязанность учитывать юридические и экономические, этические и социальные последствия биомедицинских исследований и экспериментов, а также которые запрещали бы вмешательство в геном человека с последующей модификацией генетического материала наследников испытуемого.
Весьма интересен опыт Соединенных Штатов Америки (США), которые придерживаются довольно жесткой политики в сфере обеспечения безопасности геномных разработок. Выбор именно этой страны не является случайным, а объясняется тем, что США выступают одним из ярчайших представителей англо-американской правовой семьи. Учитывая интерес к генетическим и геномным технологиям, возросший в последние десятилетия во всем мире, а также возникшие в связи с этим риски и опасности, можно понять, почему усилия многих государственных и частных организаций США направлены на обеспечение безопасности и надлежащего контроля в данной области.
В силу того, что США являются носителем прецедентной системы права, то именно под воздействием судебной практики отдельных штатов формируются особенности применения новых правовых инициатив. Подобная участь в США настигла также биоправо, в целом, и геномику, в частности.
Еще в 1979 г. в отчете Белмонта Национальной комиссии по защите лиц, участвующих в биомедицинских и поведенческих исследованиях, были заложены принципы проведения подобных экспериментов: недопущение причинения вреда, поддержание адекватного отношения к пациенту и сохранение приверженности правосудию. Поскольку данные принципы распространялись, расширялись и углублялись на протяжении многих лет, то позволили в итоге сосредоточить внимание американских законодателей и исследователей на обеспечении разумного баланса между вероятными опасностями и ожидаемыми выгодами как для отдельного человека, так и для всего общества. Более того, вышеуказанные принципы подчеркнули необходимость уважения принятия человеком свободного добровольного решения в отношении возможности проведения геномных исследований[2]. По нашему мнению, геномные исследования уже давно вышли далеко за рамки одного государства, именно поэтому национальные и международные принципы, на основе которых происходит регулирование сферы геномных разработок, зачастую совпадают.
Усилиями американских генетиков и Национальных институтов здравоохранения США в 1990 г. была создана «Программа по этическим, правовым и социальным составляющим»[3]. В данной исследовательской программе рассматриваются различные пути взаимодействия геномики с другими сферами человеческой жизни, также изучаются социальные и этические, правовые и политические вопросы, возникающие при проведении исследований в области геномики и генетики.
Большое значение в США придается технологиям редактирования генома, особенно на фоне появления новых открытий в области генного инжиниринга[4]. Редактирование генома, с одной стороны, может быть полезно, ведь позволит вылечить многие наследственные заболевания, с другой стороны, может быть опасно, поскольку произойдет изменение генетического кода потомков испытуемого[5], если эксперимент будет направлен на репродуктивные клетки человека (например, эмбрион человека, сперматозоид, яйцеклетка). При этом модификация соматических (непродуктивных) клеток человека является довольно популярным методом в области экспериментальной медицины и не вызывает ожесточенных споров[6].
Еще задолго до создания новейших технологий редактирования генома (таких как ZFNs, TALENs, CRISPR/Cas9 и другие) в 1975 г. в Асиломаре (США) была проведена конференция, в ходе которой были обозначены критерии безопасности и способы обеспечения безопасности в случае искусственного изменения генетического кода живого организма. Считается, что это был один из первых шагов на пути к осуществлению регулирования генно-инженерных технологий[7].
Отметим, что в США на федеральном уровне, а также в законодательстве некоторых штатов допускается проведение геномных исследований на жизнеспособных эмбрионах человека. Но в случаях, когда такие эксперименты могут быть опасны для эмбрионов, то американское Министерство здравоохранения и социальных служб зачастую не оказывает финансовую поддержку подобным мероприятиям[8]. Хотя исследования на эмбрионах напрямую не запрещены американским законодателем, но подобные эксперименты ограничены, по крайней мере, в плане государственного финансирования.
Редактирование генома здоровых эмбрионов человека (именно редактирование генома, а не просто исследование) запрещено законами или руководящими принципами большинства государств, поскольку изменения в геноме на эмбриональной стадии могут повлечь за собой серьезные последствия и даже привести к мутациям в геноме будущих поколений. Более того, активность отредактированного эмбриона на данном этапе пока остается непредсказуемым явлением в долгосрочной перспективе. К примеру, в Китае, Японии, Индии редактирование генома запрещено в рамках руководящих принципов, которые, во-первых, имеют меньшую юридическую силу, во-вторых, являются субъектами постоянных поправок со стороны национального законодателя. В США геномное редактирование прямо не запрещено, однако там подобные эксперименты могут проводиться только в исследовательских целях без дальнейшего практического применения. Например, запрещается имплантация искусственно созданных эмбрионов в организм женщины, чтобы та вынашивала видоизмененный ген. Контроль за геномными исследованиями осуществляется Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов и Национальными институтами здравоохранения[9].
После множества попыток, предпринятых в США с целью формирования закона о конфиденциальности генетической информации и недопущении дискриминации по генетическому признаку, в 2008 г., наконец, был принят нормативно-правовой акт «О недискриминации генетической информации» (Genetic Information Nondiscrimination Act - GINA)[10]. В вышеуказанном законе официально закреплено определение генетической информации: это результаты генетического тестирования испытуемого, а также членов его семьи. Закон GINA направлен на защиту американского населения от генетической дискриминации в сфере медицинского страхования (первый раздел Закона) и в сфере занятости (второй раздел Закона)[11]. В качестве примера подобной дискриминации можно привести случаи, когда в 1990-х гг. одним из самых популярных вопросов американских работодателей к соискательницам старше 40 лет был вопрос о наличии у этих женщин родственников с раком груди. Такая заинтересованность работодателей объясняется тем, что данное заболевание является частой причиной нетрудоспособности женщин среднего возраста[12]. Дабы исключить в дальнейшем подобные случаи генетической дискриминации, вышеуказанный акт и установил минимальные требования к контролю за недопущением дискриминации по генетическому признаку, при этом не закрепив конкретных строгих ограничений к законодательству штатов. Что касается других государств, то аналогичные нормативно-правовые акты приняты также в некоторых странах ЕС, а также в Канаде, Великобритании и Австралии.
В закон GINA также включены положения о проведении генетических и геномных исследований, которые затрагивают такие вопросы, как получение добровольного информированного согласия от пациента и дальнейшая конфиденциальная обработка информации, полученной в ходе и по результатам исследований. В данном акте также предусмотрены обязанности организаций, проводящих исследования, информировать испытуемых о возможных последствиях и о способах обеспечения конфиденциальности[13].
Контроль за процедурой редактирования генома в США осуществляют ряд организаций, как например: Консультативный комитет по рекомбинантной ДНК Национальных институтов здравоохранения (Recombinant DNA Advisory Committee of the National Institutes of Health), вышеупомянутое Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (Food and Drug Administration), а также Центр оценки и исследований биологических препаратов (Center for Biologics Evaluation and Research), Отделение тканей и передовых методов лечения (Office of Tissues and Advanced Therapies). Более того, дополнительный надзор осуществляют Институциональный обзорный совет (Institutional Review Board) и Институциональный комитет по биобезопасности (Institutional Biosafety Committee)[14]. В целом вышеуказанные организации занимаются всесторонним обсуждением и оценкой потенциальных выгод и рисков научных изысканий, следят за правомерным проведением исследований, дают необходимые рекомендации. Такой многоуровневый контроль позволяет увеличить эффективность и повысить безопасность проводимых исследований в сфере редактирования генома человека.
Поскольку в США основополагающим фактором при формировании правового режима является судебная практика, то нам необходимо будет обратиться к решениям, вынесенными американскими судами по вопросам безопасности проведения геномных исследований и использования генетической информации, чтобы нарисовать полную картину американского подхода к рассматриваемой сфере.
Итак, в Соединенных Штатах Америки подавляющее большинство организаций, осуществляющих исследования в сфере генома человека, являются негосударственными. Более того, большую роль в надзоре за геномными исследованиями играет региональное регулирование на уровне штатов США. Испытуемым предоставляется ряд гарантий при проведении геномных исследований. Прежде всего, это касается обеспечения конфиденциальности генетической информации лица. Также в США не принято единого нормативно-правового акта, который полностью охватывал и регулировал бы все стадии проведения геномных исследований, что, прежде всего, является особенностью правовой системы рассматриваемого государства. Однако при этом существуют специализированные акты, которые регламентируют отдельные аспекты обеспечения безопасности исследований в области генома человека: о защите личной генетической информации, о предоставлении услуг генетического тестирования, о генетической недискриминации и некоторые другие. Такой фрагментированный подход позволяет США быстро реагировать на появление новых технологий, поскольку нет основополагающего документа (такого как Конвенция Овьедо, например), который бы ограничивал американскую правовую среду геномных исследований.
Особенности правового регулирования обеспечения биобезопасности в КНР
Особое внимание следует обратить на опыт Китайской Народной Республики (КНР) в области правового регулирования безопасности геномных исследований, поскольку в данном государстве оказывается внушительная финансовая поддержка генетических и геномных разработок как на правительственном уровне, так и на уровне коммерческих компаний[15].
Прежде всего стоит упомянуть о новаторском и одновременно спорном опыте китайского ученого Хэ Цзянькуя, который в ноябре 2018 г. заявил о создании первых в мире детей с искусственно измененным геномом в результате применения технологии CRISPR/Cas9. Хэ Цзянькуй воспользовался отсутствием в китайском законодательстве прямого запрета на редактирование жизнеспособного человеческого эмбриона, в результате чего подвергся уголовному преследованию. Данный опыт столкнулся с осуждением не только со стороны китайских государственных структур и международных организаций, но и со стороны ученых всего мира[16]. Таким образом, эксперимент ученого из г. Шэньчжэнь показал, что редактирование генома человека на данный момент не считается приемлемым, поскольку идет вразрез с международными нормами и стандартами. Учитывая неопределенность, связанную с использованием новейших технологий в сфере редактирования генома человека, необратимость реакций, а также факт того, что любые желаемые и непреднамеренные изменения будут переданы будущим поколениям, поднимают самые сложные правовые и этические вопросы.
Как международные организации, так и неправительственные научные объединения солидарны во мнении, что на сегодняшний день существует острая необходимость в создании эффективной нормативной базы, специально направленной на регулирование исследований в области редактирования генома. В ответ на заявление о проведенном эксперименте китайского ученого Хэ Цзянькуя на международном уровне были созданы два экспертных органа. Во-первых, ВОЗ учредила многопрофильный экспертно-консультативный комитет для изучения целого ряда проблем (научных, этических, социальных, правовых проблем), связанных с редактированием генома, и последующей разработки глобальной основы для регулирования законодательства в этой области[17]. Во-вторых, Национальная академия наук США, Национальная академия медицины США и Лондонское королевское общество созвали Международную комиссию по клиническому использованию редактирования генома зародышевой линии человека[18]. Что касается внутреннего законодательства, то некоторые государства прямо запрещают редактирование зародышевой линии посредством уголовной ответственности, другие устанавливают запрет через административные санкции, а третьи регулируют данную сферу в рамках руководящих принципов, которые не имеют обязательной силы[19]. Отметим, что редактирование генома в исследовательских целях разрешено в США и европейских странах, однако искусственно полученные зародыши должны быть уничтожены после эксперимента, то есть запрещено имплантировать их для дальнейшего вынашивания женщиной.
Как справедливо утверждает Е.Н. Трикоз, наиболее либеральным подходом в области редактирования человеческого генома во всей Юго-Восточной Азии является китайский подход, поскольку, учитывая данный подход, не требуется обязательного разрешения на проведение генетической диагностики[20].
Область редактирования генома человека в Китае по-прежнему остается неурегулированной, даже несмотря на недавний эксперимент китайского ученого Хэ Цзянькуя. В этом направлении действует лишь вторичное законодательство. Так, еще в 2003г. были одобрены «Руководящие этические принципы исследований в эмбриональных стволовых клетках человека»[21], благодаря которым была утверждена процедура проведения подобных изысканий. Например, полученные искусственным путем эмбрионы могут изучаться лишь в течение четырнадцати дней и не могут в дальнейшем быть имплантированы в организм человека. Также в рамках вышеуказанного документа подчеркивается принцип добровольного информированного согласия[22].
Однако стоит отметить, что в целом Китай в последние годы стал на путь постепенного ужесточения законодательства в сфере геномных исследований, обработки генетической информации и деятельности биобанков. Так, в 1998 г. Государственным советом КНР были приняты «Временные меры по управлению человеческими генетическими ресурсами». Затем под эгидой Министерства науки и технологий Государственного совета КНР в 2015 г. было одобрено «Руководство по сбору, торговле, экспорту и вывозу генетических ресурсов», а в 2017 г. – «Уведомление за порядком рассмотрения и утверждения оптимизации генетических ресурсов человека». В 2018 г. вышеуказанным Министерством по всей стране была инициирована специальная проверка административного управления лицензиями на использование генетических ресурсов человека[23]. Также в КНР был принят Заакон «О применении репродуктивных технологий», согласно которому запрещено коммерческое использование эмбрионов. Однако при этом на территории Китая нет официально принятого запрета на редактирование генома жизнеспособных эмбрионов человека[24].
В ближайшем будущем регулирование, по нашему мнению, может пойти по пути ужесточения. Так, в апреле 2020 г. Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей рассмотрел второй проект Закона о биобезопасности[25], где представлена отдельная глава об управлении генетическими ресурсами человека, в которой определена строгая административную ответственность за нарушения правил управления генетическими ресурсами человека[26]. Учитывая развитие законодательства КНР в сфере генетики, следует признать, что в китайском правосознании идет постепенная переоценка отношения к личности, а также к праву каждого человека на неприкосновенность частной жизни.
Как было указано выше, китайское законодательство в сфере генетических и геномных исследований находится в процессе поступательного развития, в силу чего в данном государстве в последние годы принимается большое количество новых нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемую область. Так, важную роль играет Положение КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека»[27], принятое 28.05.2019 г. Цель данного документа заключается в усилении защиты генетических материалов человека и ужесточении регулирования и контроля за их правильным использованием.
В рамках вышеуказанного положения под генетическими ресурсами понимаются генетические материалы (то есть органы, ткани клетки, содержащие гены человека) и генетическая информация (а именно данные, которые были получены в ходе генетических исследований)[28].
Согласно ст. 4 Положения КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека», основные полномочия по обеспечению регулирования сферы геномных разработок возложены на Министерство науки и технологий Государственного совета Китая. Данный орган отвечает за организацию исследований генетических ресурсов человека на территории КНР, а также за разработку конкретных методов декларирования и внедрение системы регистрации генетических материалов человека (ст. 5) [29].
В вышеуказанном Положении подчеркивается:
- государство отвечает за рациональное использование генетических ресурсов человека при проведении научных исследований, диагностической и терапевтической деятельности, развитии биомедицинской промышленности (ст. 6);
- запрет на сбор, хранение, использование и передачу генетических материалов человека иностранными лицами и организациями (ст. 7);
- сбор, хранение, использование генетических материалов человека и генетической информации, с одной стороны, не должны угрожать национальной безопасности, общественному здравоохранению и социальным интересам (ст. 8), с другой стороны, должны соответствовать этическим принципам и утвержденным нормам, должны уважать право пациента на неприкосновенность частной жизни и право на предварительное информированное согласие (ст. 9);
- запрет на коммерческое использование генетического материала человека (ст. 10)[30].
Отметим, что за нарушение статей рассматриваемого Положения Министерство науки и технологий Государственного совета Китая вправе остановить деятельность нарушителя, конфисковать незаконно собранные, незаконно хранимые или незаконно используемые генетические материалы, а также наложить штраф (ст. 36-43)[31].
Таким образом, уже на примере Положения КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека» можно заметить, что в Китае применяются механизмы обеспечения безопасности проведения генетических и геномных исследований, которые отчасти схожи с европейскими (например, необходимость получения предварительного добровольного информированного согласия от испытуемого). При этом, как мы можем увидеть, исследования в сфере генома человека находятся под строгим контролем государства, поскольку, во-первых, запрещено вмешательство иностранных лиц и организаций в сбор, хранение и использование генетических материалов человека на территории КНР. Во-вторых, любая деятельность в сфере генома человека не может быть осуществлена без надлежащего разрешения Министерство науки и технологий Государственного совета Китая.
Геномные исследования в Китае проводятся научно-исследовательскими центрами, образовательными организациями и медицинскими учреждениями. Например, в КНР функционируют три крупных учреждения, работающих с большими базами геномных данных и биобанками. Это Китайский национальный центр генома человека в Шанхае (Южный центр), Китайский национальный центр генома человека в Пекине (Северный центр) и Пекинский институт геномики (в г. Шэньчжэнь)[32]. Исследовательская деятельность осуществляется непосредственно при государственной поддержке. К примеру, ведется строгая отчетность о проводимых исследованиях, которая должна быть направлена в Государственный Совет Китая. Согласно положению КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека», все организации, осуществляющие деятельность в сфере геномных исследований, должны иметь перечень проводимых процедур и оказываемых услуг. При этом такие организации должны быть обеспечены необходимым оборудованием, а также реализуемые исследования должны соответствовать утвержденной системе контроля качества[33]. Если геномная информация, полученная в КНР, по какой-либо законной причине передается в иностранное государство, то об этом в обязательном порядке должно быть сообщено в Министерство науки и технологий Государственного совета Китая. Более того, все новые методы геномных исследований проходят обязательную регистрацию. В случае возникновения этических проблем, а также вероятности большого риска данные методы подвергаются проверкам со стороны компетентных государственных организаций[34].
Под требования китайского законодательства подпадает также участие иностранных лиц и организаций в геномных исследованиях на территории Китая и участие граждан КНР в подобной деятельности за рубежом[35]. Получается, когда непосредственно затрагиваются китайские интересы, то в приоритете остаются законы КНР, а не международные нормативно-правовые акты.
Итак, на фоне стремительного научно-технического прогресса и мощного толчка в развитии экспериментальной медицины в Китае постепенно формируется юридическая база, направленная на урегулирование геномных исследований. Хотя научные изыскания в сфере генома человека находятся под строгим контролем китайских властей, тем не менее до сих пор остается достаточно много пробелов в законодательстве КНР, регулирующем обеспечение безопасности геномных разработок.
Подводя итог, следует отметить, что на сегодняшний день в результате стремительного развития сферы геномных исследований возникает целый ряд правовых и биоэтических проблем, среди которых можно выделить проблему обеспечения права на неприкосновенность частной жизни испытуемого и его потомков, проблему конфиденциальности генетических тестирований, геномной информации и геномной идентификации, проблему дискриминации по генетическому признаку, а также проблему получения добровольного информированного согласия пациента. Принимая во внимание постоянно усовершенствующуюся сферу геномных исследований, а также создание и применение новейших технологий в области генной инженерии, генного скрининга и генетического тестирования, таким образом, можно сделать вывод, что наука ежегодно бросает человечеству серьезные вызовы, на которые и должна своевременно реагировать юриспруденция. Однако в действительности правовое регулирование в рассматриваемой сфере зачастую отстает от потока научных достижений в биомедицине. Правовая регламентация проведения геномных исследований, как и в отношении любого социально значимого феномена, имеет два уровня: национальный и международный. На международном уровне научные разработки в сфере генома человека урегулированы лишь актами мягкого права (по большей части это декларации и руководства), что является существенным пробелом в международном праве. Более того, хотя правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности проводимых исследований на национальном уровне развивается с учетом принципов, заложенных международными актами в данной области, однако в каждом отдельном государстве применяется особый подход к контролю за сферой геномных разработок.
[1] Правовое регулирование процедуры генного редактирования: опыт США и стран ЕС [Текст] / Е. Н. Трикоз, Д. М. Мустафина-Бредихина, Е. Е. Гуляева // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Юридические науки. 2021. Т. 25, № 1. С. 67-86.
[2] Liu, S. Legal reflections on the case of genome-edited babies. Global Health Research and Policy. 2020. №5 (24). URL: https://ghrp.biomedcentral.com/articles/10.1186/s41256-020-00153-4(дата обращения: 15.07.2022) https://doi.org/10.1186/s41256-020-00153-4
[3] Ethical, Legal and Social Implications Research Program, 2021. URL: https://www.genome.gov/Funded-Programs-Projects/ELSI-Research-Program-ethical-legal-social-implications(дата обращения: 15.07.2022)
[4] Система методов, приемов и технологий, направленных на выделение генов из организма и введение их в другой организм, а также на проведение иных манипуляций с генами человека.
[5] Липкин С.М., Луома Дж. Время генома: как генетические технологии меняют наш мир и что это значит для нас / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2018. С. 35.
[6] Van Dijke, I., Bosch, L., Bredenoord, A.L., Cornel, M., Repping, S. & Hendriks, S. The ethics of clinical applications of germline genome modification: a systematic review of reasons. Human Reproduction. 2018. №9(33). С. 1777 - 1778.
[7] Карагяур М.Н., Ефименко А.Ю., Макаревич П.И., Васильев П.А., Акопян Ж.А., Брызгалина Е.В., Ткачук В.А. Этические и правовые вопросы применения технологий редактирования генома в медицине (обзор) // Современные технологии медицины. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-i-pravovye-voprosy-primeneniya-tehnologiy-redaktirovaniya-genoma-v-meditsine-obzor (дата обращения: 15.07.2022)
[8]Трикоз Е.Н., Мустафина-Бредихина Д.М., Гуляева Е.Е. Правовое регулирование процедуры генного редактирования: опыт США и стран ЕС // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2021 Т. 25. №1. С.77.
[9] Liu, S. Legal reflections on the case of genome-edited babies. Global Health Research and Policy. 2020. №5 (24). URL: Liu, S. Legal reflections on the case of genome-edited babies. glob health res policy 5, 24 (2020). https://doi.org/10.1186/s41256-020-00153-4
[10] The Genetic Information Nondiscrimination Act of 2008. URL: https://www.eeoc.gov/statutes/genetic-information-nondiscrimination-act-2008(дата обращения: 15.07.2022)
[11] Там же.
[12]Романовский Г.Б. Правовое регулирование генетических исследований в России и за рубежом // Сравнительное право. 2016. №7 (116). С. 94-95.
[13] Alimov, E.V. Genomic Research Legal Regulation System: Experience of Russia and the USA // RUDN Journal of Law. 2019. № 23 (4). P. 555-556.
[14] Карагяур М.Н., Ефименко А.Ю., Макаревич П.И., Васильев П.А., Акопян Ж.А., Брызгалина Е.В., Ткачук В.А. Указ. соч.
[15] National Science Foundation. Science and engineering indicators, 2012. URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind12/pdf/ seind12.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
[16] World’s First Gene-Edited Babies Created in China // The Guardian, 2018. URL: https://www.theguardian.com/science/2018/nov/26/worlds-first-gene-edited-babies-created-in-china-claims-scientist(дата обращения: 15.07.2022).
[17]«Human Genome Editing». Comment by the WHO Expert Advisory Committee, 2019. URL: https://www.who.int/ethics/topics/human-genome-editing/en/(дата обращения: 15.07.2022).
[18]International Commission on the Clinical Use of Human Germline Genome Editing. URL: https://www.nationalacademies.org/our-work/international-commission-on-the-clinical-use-of-human-germline-genome-editing(дата обращения: 15.07.2022).
[19] Yotova R. Regulating Genome Editing under International Human Rights Law // Cambridge University Press for the British Institute of International and Comparative Law. 2020. Vol.69. – P. 663-664.
[20] Трикоз Е.Н. Защита прав человека в контексте развития биоэтики и геномики (обзор международного круглого стола) // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2019 Т. 23, № 1. С. 150.
[21] Ethic guiding principles on human stem cell technology research of the People’s Republic of China, 2003. URL: http://www.scrcnet.org/ download/eccr_31.pdf (дата обращения: 15.07.2022).
[22] Там же.
[23] Жэньлэй ичуань цзыюань синьгуйся ияо ханъе гуаньчжу яодянь — «Жэньлэй ичуань цзыюань гуаньли тяоли» Цзеду (Ключевые моменты, вызывающие озабоченность фармацевтической промышленности в связи с новыми положениями о генетических ресурсах человека — интерпретация «Положений об управлении генетическими ресурсами человека») // Global Law Office. 2019. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=8b083abe-6cfe-411d-95ae-b0856082bc79(дата обращения: 23.04.2021).
[24] Трикоз Е.Н. Указ. соч. С. 150.
[25] Чжунхуа Жэньминь Гунхэго шэну аньцюань фа (цаоань) (Законопроект Китайской Народной Республики «О биобезопасности»), 2020. URL: http://law.foodmate.net/file/upload/202005/01/093552211434922.pdf(дата обращения: 15.07.2022).
[26] Там же.
[27] Чжунхуа жэньминь гунхэго жэньлэй ичуань цзыюань гуаньли тяоли (Положение КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека»), 2019. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-06/10/content_5398829.htm(дата обращения: 25.07.2022).
[28] Там же.
[29] Там же.
[30] Там же.
[31] Там же.
[32] Yoshizawa G., Ho CW., Zhu W., Hu C., Syukriani Y., Lee I., Kim H., Tsai DF., Minari J., Kato K. ELSI practices in genomic research in East Asia: implications for research collaboration and public participation // Genome Med. 2014. № 6 (5):39. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4062049/#B64(дата обращения: 15.07.2022).
[33] Чжунхуа жэньминь гунхэго жэньлэй ичуань цзыюань гуаньли тяоли (Положение КНР «Об управлении генетическими ресурсами человека»), 2019. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2019-06/10/content_5398829.htm(дата обращения: 15.07.2022).
[34] Васильев С.А. Анализ административно-правового регулирования геномной медицины в Китае // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2020. Т. 20, № 3. – С. 112.
[35] Там же. С. 111-112.
Комментарии
Комментариев еще нет