10 февраля 2022 г.
День дипломатического работника - это не только прекрасный повод поздравить коллег и пожелать им успешной работы на благо интересов России. Для каждого, кто отмечает этот профессиональный праздник, это еще и возможность оценить и проанализировать работу в своем ведомстве, наметить планы на будущее и пути дальнейшего развития.
Дипломатическая академия МИД России по праву гордится многолетней историей, тесно связанной с развитием российской дипломатии – недавно мы отметили 85-летний юбилей. За годы работы Академия подготовила более 1000 Чрезвычайных и Полномочных Послов, большое количество советников-посланников, генеральных консулов, дипломатов различных уровней. Это одна из центральных задач Академии, которую мы осуществляем на Факультете повышения квалификации, и в частности в ходе проведения дважды в год Высших дипломатических курсов, на которых вновь назначаемые послы в течение месяца совершенствуют свои знания по самому широкому кругу вопросов. Перед ними выступают руководители министерств, ведомств, госкорпораций, СМИ, крупных частнопредпринимательских структур.
У Академии активные международные связи: здесь получают знания представители более 30 стран, развивается взаимодействие с учебными заведениями других российских городов и с зарубежными партнерами. Многие из наших выпускников по окончании Академии проходят кадровый отбор и принимаются на работу в МИД России и другие госучреждения, в той или иной степени осуществляющие международную деятельность.
Профессиональный опыт и традиции Академии, как и широкая сеть деловых контактов по всему миру с нашими выпускниками – это важное конкурентное преимущество нашего вуза. В России и многих странах они занимают ответственные посты в высших эшелонах власти, в крупных компаниях и корпорациях, ведомствах самого широкого профиля. В нашей стране среди выпускников руководители Совета Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, руководители министерств и ведомств, крупных компаний. Нашими выпускниками стали также знаменитые во всем мире спортсмены, такие как олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Ольга Брусникина, теннисистка Вера Звонарева, олимпийские чемпионы по прыжкам в высоту Елена Слесаренко и Андрей Сильнов.
Мы видим задачу в том, чтобы обеспечить востребованность наших выпускников на дипломатической службе, в государственных органах и в бизнесе самого широкого отраслевого спектра не только России, но и стран-партнеров. Необходимым для этого условием является постоянное обновление учебных и научных планов Академии в соответствии с новыми тенденциями в мировой политике и экономике. В учебном процессе внедряем наиболее современные инновационные обучающие технологии, использование которых возможно, в том числе, в дистанционном формате. Обучение в течение всей жизни – актуальный тренд: наши выпускники возвращаются к нам для прохождения курсов повышения квалификации, изучения новых иностранных языков, овладения дополнительными профессиональными компетенциями. Всю эту работу обеспечивает достаточно небольшой (около 200 человек) высококвалифицированный коллектив преподавателей Академии, среди которых немало дипломатов с учеными степенями и званиями, которые делятся с молодежью не только теоретическими знаниями, но и богатым практическим опытом.
Внедрение цифровых технологий и инноваций во все сферы образования и науки диктуют необходимость модернизации традиционных учебников и пособий. Важным считаем взаимодействие с другими российскими и иностранными вузами для обмена опытом и лучшими практиками подготовки студентов, аспирантов, повышения квалификации, организации научных исследований. Так, например, наши подходы и методики преподавания иностранных языков (в Академии их 19) в подготовке будущих специалистов-международников признаны по праву одними из лучших в стране. Безупречное владение иностранными языками, коммуникативные компетенции, речевой этикет – необходимая составная часть профессионализма дипломата. Мы используем самые современные технологии, в том числе цифровые и мультимедийные, в лингвистической подготовке студентов и готовы делиться нашим опытом и лучшими практиками с коллегами из других вузов и иностранными партнерами.
Цифровая трансформация актуальна для всех вузов. Наши преподаватели овладевают цифровыми навыками и активно внедряют их в учебный процесс. Пандемия COVID-19 и связанные с ней ограничения в контактах не помешали нам продолжить работу и в новых условиях полностью задействовать возможности онлайн формата взаимодействия.
Современная дипломатия развивается так же динамично, как мир, в котором мы живем. Появляются и получают распространение новые формы, такие как электронная дипломатия. Видим свою задачу в том, чтобы постоянно анализировать новые тенденции, в огромном потоке информации вовремя находить важное и включать в учебные программы или делать темой научных работ, публикаций.
Для этого необходимо помогать студентам и преподавателям, нашим ученым и дипломатам ориентироваться в интенсивном информационном потоке. В рамках проекта «Дипломатический словарь» мы создали уникальный электронный информационный ресурс, в котором постоянно обновляем наиболее полную и систематизированную базу терминов и определений. Они касаются не только области международных отношений, но и юридической, политической, экономической и других сфер.
Подготовка аналитики для российских политиков, позволяющей принимать взвешенные и обоснованные решения – одно из ключевых направлений работы Академии. Институт актуальных международных проблем, действующий в системе Дипакадемии, позволяет готовить такие документы оперативно и на высоком уровне. К работе Института подключаем молодых талантливых экспертов из региональных вузов и научных учреждений.
Для подготовки аналитиков-международников, молодой научной элиты в сфере международных отношений и международной безопасности, потенциального кадрового ресурса дипломатической службы России образована Лаборатория ИАМП - образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России.
Анализ проблем и вызовов, с которыми сталкивается современное общество в политике и экономике - это одна из наиболее важных задач для будущих дипломатов. При этом важно обладать эрудицией и знаниями не только в своей узкопрофессиональной области (например, связанных с двусторонними отношениями с одной страной). Современный дипломат, вне зависимости от своей узкопрофессиональной области, должен обладать знаниями в области цифровой экономики, повестки устойчивого развития, ориентироваться в наиболее важных вопросах развития энергетики, транспорта. Быть разносторонне культурно образованным. Необходимо владеть «общей картиной» расстановки сил, изменения политической и экономической ситуации в наиболее важных регионах мира, «центрах силы». Важно всегда интересоваться экспертными оценками и прогнозными данными международных организаций и авторитетных аналитических центров, ориентироваться в статистике и уметь работать с данными, анализировать большие потоки информации.
Все эти вопросы с высокой долей вероятности могут быть подняты в ходе будущей работы, переговоров с иностранными партнерами, при обсуждении и согласования международных документов. Бывают ситуации, когда обоснованное, взвешенное и грамотное решение необходимо принимать быстро, и это требует от специалиста-международника профессиональных знаний во многих областях. И конечно знания эффективных практик ведения переговоров, договорных процедур, представления о межкультурных коммуникациях наряду с владением нюансами протокола и этикета позволят нашим слушателям чувствовать себя уверенно в любых ситуациях, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Приведу ряд примеров. Проблемы негативного изменения климата вызывают общую озабоченность в мире, и международная климатическая повестка в наши дни играет все более важную роль в международных отношениях. Мы изучаем эту сферу дипломатии и планируем уделять важное место в наших учебных программах и планах научных работ.
Тема достижения Целей устойчивого развития ООН также находится постоянно в центре нашего внимания.
Мы приняли активное участие в проведении Национального диалога в Российской Федерации по подготовке к Саммиту ООН по продовольственным системам 2021 года. Диалог сыграл важную роль - позволил сформулировать российскую позицию по магистральным вопросам развития продовольственных систем, вынесенных на этот Форум, внести российский вклад в разработку дорожной карты Саммита, который способствовал искоренению голода, созданию более инклюзивных и устойчивых продовольственных систем, а также защите природных ресурсов нашей планеты. Видим в этой работе практический вклад Академии в реализацию Целей устойчивого развития ООН.
Научный потенциал Академии позволяет обеспечить экспертное внешнеполитическое сопровождение российских инициатив в области «зеленой экономики» на международной арене. С этой целью по инициативе Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова создан центр компетенций - «Школа устойчивого развития и зеленой экономики».
Взаимодействие науки и бизнеса для решения задач перехода к устойчивой модели развития экономики – один из приоритетов в развитии Академии. Так, например, в ноябре 2021 г. мы подписали соглашение с ПАО «ФосАгро» о сотрудничестве в научно-исследовательской деятельности с акцентом на тематике устойчивого развития и «зеленой экономики». Как и многие другие крупные российские компании, «ФосАгро» заинтересовано в качественной экспертизе со стороны авторитетного научно-исследовательского центра в области международных отношений, каким является Академия, для реализации многосторонних проектов в сфере устойчивого развития, «зеленого перехода». В наших планах совместная реализация проектов, нацеленных на укрепление продовольственной безопасности, во взаимодействии с Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО).
Придаем очень важное значение гуманитарной дипломатии, политике «мягкой силы» и культурной дипломатия, расширению гуманитарного влияния России, в том числе и в рамках проводимой работы с соотечественниками. Этот вектор политики стоит использовать гораздо активнее для снижения геополитической напряженности в международных отношениях и улучшения имиджа России за рубежом. Мы взаимодействуем в этом направлении с Россотрудничеством, обсуждаем тему с экспертным сообществом,
Планируем развивать потенциал Ассоциации выпускников Дипломатической академии, не терять с ними связь, развивать сотрудничество. Они живут и работают не только в России, но и во многих странах мира, занимают ответственные государственные посты, работают в бизнесе, занимаются журналистикой, научными исследованиями. Профессиональный опыт этих людей во многих областях представляет большую ценность для студентов Академии и наших коллег, проходящих курсы повышения квалификации. Поэтому приглашаем наших выпускников для чтения лекций, публикации своих научных работ в периодических изданиях Академии. Хочу отметить в этой связи нашу активную издательскую деятельность: ежегодно у Академии выходит порядка 40 публикаций – монографий, учебников и пособий, научных статей. Авторами многих из них являются наши выпускники.
В завершение хочу отметить: Академия открыта для новых идей и предложений о сотрудничестве, которые позволят повысить эффективность учебного процесса и актуальность научных исследований, а нашим слушателям, студентам, ученым быть в курсе тенденций мировой политики и экономики.
10 февраля 2022 года