19 сентября 2024 г.
Организатором круглого стола 18 сентября 1994 г. стал Центр международных стратегических исследований Дипломатической академии МИД России в партнерстве с Национальным исследовательским институтом развития коммуникаций (НИИРК).
На открытии стола Олег Карпович, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, д-р полит. наук, отметил важность проблемы: «Мы отмечаем активность, которая ведется представителями стран коллективного запада в отношении стран Южного Кавказа и, в частности, в отношении Армении. Данная политика направлена на организацию по границам России новых очагов напряженности, поскольку коллективным западом поставлена цель нанести нашей стране стратегическое поражение. Для реализации данного подхода становится очевидными попытки разъединить Армению и Россию, и внести между двумя дружественными и братскими народами разногласия и внедрить противоречия. При этом перед глазами стоит пример тоже нашего дружественного братского народа Украины. Мы видели с чего все начиналось, когда к власти пришел неонацисткий режим и с тех пор это нанесло большой вред и самой Украине и всем странам-соседям. Хочется верить, что политическому руководству Армении хватит здравомыслия принять взвешенные решения и не поддаваться на провокации и пустые обещания, которые исходят от Вашингтона и Брюсселя».
Основными докладчиками из стран Южного Кавказа стали Ильгар Велизаде, д-р экон.наук, руководитель Центра пространственного анализа (Азербайджан) и Эльшад Мамедов, д-р экон. наук, политолог, директор Института экономики, менеджмента и бизнеса (Азербайджан); Арам Сафарян, канд.полит.наук, директор Центра российских исследований Ереванского государственного университета (Армения), и Тамар Кикнадзе, д-р.полит.наук, профессор Кавказского международного университета (Грузия). Экспертами были рассмотрены технологии и цели гуманитарной политики США, Евросоюза, Великобритании, Ирана, Турции.
С российской стороны ситуацию на Южном Кавказе охарактеризовали Андрей Арешев, старший научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона, эксперт Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, канд.ист.наук и Алексей Борисов, доцент кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России, канд.филос.наук.
Ученые-иранисты из Института востоковедения РАН канд.ист.наук Александр Полищук, и канд.ист.наук Лана Раванди-Фадаи, отметили особенности гуманитарной политики Ирана и то, что гуманитарная политика Ирана не является предметом глубоких исследований в России, хотя интерес Ирана к региону Южного Кавказа высок.
Политике США в регионе Южного Кавказа охарактеризовал Антон Гришанов канд.полит.наук, главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем,
Лидия Сидорова, канд.полит.наук, заместитель заведующего кафедрой стратегических коммуникаций и государственного управления отметила особенности гуманитарной политики на современном этапе и ее последствия для стран Южного Кавказа, в частности для Грузии.
Подводя итоги, Валентина Комлева, д-р.социол.наук, директор Центра международных стратегических исследований Дипломатической академии МИД России отметила: «Цели и технологии западных странах на Южном Кавказе не отличаются новизной и разнообразием. Они хорошо известны и направлены на формирование антироссийской повестки, антироссийских институций и общественного мнения. Технологии и цели Турции учитывают страновые контексты, дифференцированы в разных странах. Известно, что идеологической основой являются идеи пантюркизма. Технологии и цели Ирана также дифференцированы в каждой стране, учитывают контексты, но нам еще предстоит их внимательное изучение и анализ».
Участники круглого стола отметили активность нового актора гуманитарной политики в лице Китая, обсудили его экономические проекты и политику, основанную на идее «Один пояс - один путь».
«России следует обратить внимание на страновые контексты и учитывать их в своей гуманитарной политике. Уже нет целей и технологий в целом для Южного Кавказа, нужны технологии и цели в отношении каждой, страны. Страны стали слишком разные. Следует учитывать меняющийся языковой контекст и усиливать работу на языке страны. Критически значимой для России должна стать работа с институтами социализации в странах и с зарубежной медиа средой. В российском медиапространстве следует больше внимания уделять своим соседям», - подчеркнула Валентина Комлева.
Эксперты отметили важность таких встреч и предложили сделать такие обсуждения регулярными.