4 июня 2024 г.
Голос восточных цивилизаций в мире сегодня услышан. Восток возвращает свои авторитет и величие. Культурно-политическое усиление восточных стран становится тенденцией современности. Возникают площадки, где они могут высказывают свое мнение и заявлять о своих правах.
Западная цивилизация переводит исламофобию во внешнеполитическую парадигму, и фобия становится инструментом для рождения нового мирового порядка.
Вот такие сложные темы поднял в своей лекции для участников Лаборатории аналитики ИАМП «Диалог цивилизаций и взаимоадаптация культур в цифровую эпоху» доктор философских наук, начальник Отдела развития международных научно-исследовательских коммуникаций «ИлимГрад» Кыргызско-Российского Славянского университета Денис Александрович Брусиловский.
Он отметил, что мигранты в Европе оказываются перед выбором: чью историю и идентичность выбрать? И если мигранты сохраняют память – семейную, этническую – то возникает проблема интегральной истории, примирения прошлого и будущего.
Брусиловский доказывает, что этническая адаптация не дает результата без взаимной адаптации. Растущее в Европе число мигрантов ведет к тому, что желания адаптироваться у них становится все меньше. И если мигранты первого поколения сделали большой шаг в материальном благополучии, то мигрантам 2-3 поколения такой шаг удается значительно реже. Дети мигрантов справедливо заявляют о своих правах.
Диалог становится необходимостью для выживания цивилизации, подверженной риску самоуничтожения. Но чувство технологического превосходства Запада становится преградой для диалога культур. Из нежелания элит Запада и Востока вести цивилизационный диалог рождается кризис современных международных отношений.
В этих условиях восточные страны начинают воспринимать Россию как центр, который восстанавливает международное право и пытается восстановить суверенитет государств Востока.
Денис Александрович задал искушенной аудитории Лаборатории аналитики сложные вопросы:
- Существуют ли универсальные ценности, которые нынче соблюдаются?
- Возможно ли создать новую гуманистическую систему ценностей?
Вопросы мастера не застали слушателей врасплох. В ответ доктор философских наук получил не только оригинальные по форме идеи и предложения, но также серию встречных непростых вопросов:
- Насколько восточная цивилизация однородна? Входит ли в неё Россия, или же она является частью европейской цивилизации, восточноевропейской наследницей Древней Греции и Византии?
- Каковы характеристические признаки цивилизации как объективного общественно-исторического явления?
- Не считаете ли Вы, что именно индивидуализм, свобода мышления, коммуникации и деятельности дали мировой истории импульс, выведя человечество из цикличного времени во время линейное, к прогрессу наук, искусств и общественного устройства?
- Насколько адекватной Вы находите мысль об эстафете, которую могла бы в этих аспектах перенять у Запада Россия, не отвергая индивидуализм и личные свободы, но сопрягая их с коллективными целями, действиями и ответственностью за общее будущее?
- Не стремится ли сам современный исламский мир навязать свои ценности?
- Насколько опасен разделяющийся фактор пантюркизма для евразийского пространства, и существует ли риск потенциального столкновения Турции и России в регионе?
Восточный гость с большим удовольствием дал подробные ответы на все вопросы и отметил любознательность и острый ум участников Лаборатории.