11 декабря 2023 г.
Выступление директора ИАМП Дипакадемии МИД России А.М.Крамаренко на презентации издания фонда «Возрождение Тобольска» совместно с Российской государственной библиотекой «Федор Тютчев. Живое сознание Права / факсимильное воспроизведение автографов Ф.И.Тютчева» с расшифровкой и переводом на русский язык / Россия и Германия. Письмо к Эрнестине. Да, вы сдержали ваше слово…» в Румянцевском зале Дома Пашкова РГБ
5 декабря 2023 года
Отрадно сознавать, что Федор Тютчев столь мощно, во всем блеске своего художественного и интеллектуального таланта возвращается в наш внешнеполитический анализ, в наши поиски себя. На днях его цитировал Сергей Лавров. Сейчас нам понятно, что Тютчев и его гений всегда были с нами, сознавали мы это или нет.
Не человек на все времена, но одно из высших явлений русской культуры и русского духа. Пронзительный поэт, политический философ, дипломат, соратник канцлера Горчакова. Как ни у кого другого, счастьем и болью отдавалась в его сердце любовь к своей стране.
Пророк в своем отечестве и в Европе, которую знал, как никто. Он еще за 20 лет до Франко-прусской войны предсказал общеевропейскую катастрофу в случае объединения Германии под властью Пруссии. На то, чтобы поправить эту феноменальную ошибку Бисмарка, верившего, что его детище никогда не пойдёт против России, ушло 70 лет и понадобились две мировые войны. И всегда за все ошибки Европы, предоставленной самой себе, дороже всех платила Россия.
Он сознавал, что нам не простят победы над Наполеоном, как не прощают на Западе до сих пор победы над нацистской Германией. И имперский дух, уже вновь объединенного Запада, бросает нам вызов на Украине, покушаясь на нашу идентичность и нашу историю.
Он выступал за культурно-цивилизационного самоопределение России, против цензуры, препятствовавшей развитию подлинно национальной общественной мысли. Европоцентризм официоза обернулся в нашей истории либерализмом одних, радикализмом и терроризмом других, исповедовавших продукты, хотя и разные, но все той же западной мысли.
Он разоблачил зло Революции как порождение европейского духа. Понимал, что Православие соответствовало духовному складу русского человека. Сознавал, что по воле Провидения в России оно обрело стратегическую глубину.
Толстой говорил, что «без Тютчева жить нельзя». Ему принадлежит: «Мысль изреченная есть ложь». И в то же время никто так емко и глубоко не формулировал, проникая в суть вещей. О Пушкине: «Тебя ж, как первую любовь, /России сердце не забудет!». О России, которую «аршином общим не измерить» и в которую «можно только верить». Эта вера в свою страну разделила нас сейчас на большинство и ничтожное меньшинство уверовавших во всемогущество Запада.
А его «Цицерон»: «Блажен, кто посетил сей мир /В его минуты роковые!». Разве это не о нынешнем геополитическом переломе - сломе западной гегемонии?
Всей своей политикой последних десятилетий и веков Запад, чуждый нам в своем «фаустовском» мироощущении, подкрепляет верность слов Тютчева о том, что «самим фактом своего существования Россия отрицает будущее Запада». Равно как и о том, что «злейшие враги России в наибольшей мере способствовали ее величию».
Говоря в своей Пушкинской речи о миссии России в истории - ее всечеловеческом призвании и всемирной отзывчивости, что руководит внешней политикой России в наши дни, Достоевский цитировал «Эти бедные селенья» Тютчева: «Всю тебя, земля родная, /В рабском виде Царь Небесный/Исходил, благословляя».
Примечательно, что именно Тобольск, один из центров Туранской культуры, о которой писал основоположник евразийства Николай Трубецкой, выступил с этой инициативой отдать дань гению нашего великого соотечественника.