22 августа 2024 г.
Киевские власти явно не хотели этого делать, оттягивали ратификацию настолько долго, насколько могли это делать. Но ратификация Статута МУС являлась для Киева одним из требований на пути к членству в ЕС, а в июне 2024 года Украина заключила Соглашение о гарантиях безопасности с Японией, в котором ратификация Статута МУС была среди юридических обязательств Киева. Дожали. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает.
Теперь Украина подчинена юрисдикции МУС. Кстати, это отличительная особенность государств, лишенных суверенитета. Подлинно суверенные страны (Россия, США, Китай, Индия, Турция, Азербайджан, Белоруссия, Египет, Индонезия, Иран, Казахстан, Саудовская Аравия и другие) не подчиняются никакой иной власти, кроме власти собственных судов, на основе принципа верховенства права.
Но здесь есть один примечательный нюанс. Украина присоединилась к Статуту МУС с оговоркой, согласно которой в течение 7 лет после вступления закона в силу «Украина не признает юрисдикцию МУС в отношении ее граждан о совершении преступлений, предусмотренных ст. 8 Статута».
Напомню, что статья 8 закрепляет широкий перечень военных преступлений – от убийств, пыток и изнасилований до взятия заложников, нанесения ударов по гражданским объектам, использования запрещенных средств и методов ведения войны. Другими словами, серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Протоколов к ним.
Украина сделала эту одностороннюю оговорку, с помощью которой сама себе присвоила право безнаказанно совершать военные преступления ещё 7 лет. Все те преступления, которые на протяжении 8 лет совершал киевский режим на Донбассе, а сейчас – в Курской области и других наших регионах. Гаагский МУС при этом просто будет тихо наблюдать в сторонке и выжидать.
Что же именно будет выжидать МУС? Вероятно, истечения 7 летней оговорки. Напомню, что Совет по правам человека ООН в ряде своих докладов отразил факты совершения украинскими комбатантами военных преступлений. Таким образом, появились вполне реальные перспективы привлечения граждан Украины к международной уголовной ответственности в условиях войны в рамках концепции «переходного правосудия».
Но вполне возможно, что и выжидать ничего не придется. Потому что кроме статьи 8 о военных преступлениях Статус МУС предусматривает ответственность за геноцид (статья 6) и преступления против человечности (статья 7). Оговорка Украины не охватывает эти категории преступления, а значит, что МУС вполне может начать по ним работать.
Политически ратификация Киевом Статута МУС выглядит, по сути, как предательство властей Украины собственных военнослужащих. Юридически ратификация открыла для военно-политического руководства и военнослужащих киевского режима прямую дорогу в Гаагу.