755

22 августа 2024 г.

Киевские власти явно не хотели этого делать, оттягивали ратификацию настолько долго, насколько могли это делать. Но ратификация Статута МУС являлась для Киева одним из требований на пути к членству в ЕС, а в июне 2024 года Украина заключила Соглашение о гарантиях безопасности с Японией, в котором ратификация Статута МУС была среди юридических обязательств Киева. Дожали. Как говорится, кто платит, тот и музыку заказывает.

Теперь Украина подчинена юрисдикции МУС. Кстати, это отличительная особенность государств, лишенных суверенитета. Подлинно суверенные страны (Россия, США, Китай, Индия, Турция, Азербайджан, Белоруссия, Египет, Индонезия, Иран, Казахстан, Саудовская Аравия и другие) не подчиняются никакой иной власти, кроме власти собственных судов, на основе принципа верховенства права.

Но здесь есть один примечательный нюанс. Украина присоединилась к Статуту МУС с оговоркой, согласно которой в течение 7 лет после вступления закона в силу «Украина не признает юрисдикцию МУС в отношении ее граждан о совершении преступлений, предусмотренных ст. 8 Статута».

Напомню, что статья 8 закрепляет широкий перечень военных преступлений – от убийств, пыток и изнасилований до взятия заложников, нанесения ударов по гражданским объектам, использования запрещенных средств и методов ведения войны. Другими словами, серьезные нарушения Женевских конвенций 1949 года и Протоколов к ним.

Украина сделала эту одностороннюю оговорку, с помощью которой сама себе присвоила право безнаказанно совершать военные преступления ещё 7 лет. Все те преступления, которые на протяжении 8 лет совершал киевский режим на Донбассе, а сейчас – в Курской области и других наших регионах. Гаагский МУС при этом просто будет тихо наблюдать в сторонке и выжидать.

Что же именно будет выжидать МУС? Вероятно, истечения 7 летней оговорки. Напомню, что Совет по правам человека ООН в ряде своих докладов отразил факты совершения украинскими комбатантами военных преступлений. Таким образом, появились вполне реальные перспективы привлечения граждан Украины к международной уголовной ответственности в условиях войны в рамках концепции «переходного правосудия».

Но вполне возможно, что и выжидать ничего не придется. Потому что кроме статьи 8 о военных преступлениях Статус МУС предусматривает ответственность за геноцид (статья 6) и преступления против человечности (статья 7). Оговорка Украины не охватывает эти категории преступления, а значит, что МУС вполне может начать по ним работать.

Политически ратификация Киевом Статута МУС выглядит, по сути, как предательство властей Украины собственных военнослужащих. Юридически ратификация открыла для военно-политического руководства и военнослужащих киевского режима прямую дорогу в Гаагу.