1020

23 июля 2024 г.

Замминистра обороны Кэтлин Хикс заявила, что «Россия продолжает наращивать свою военную инфраструктуру в Арктике и предъявлять чрезмерные претензии на арктические воды».

Да, Россия принимает определенные военно-технические меры по обеспечению собственной безопасности в Арктике в ответ на наращивание военного потенциала США и их союзников на севере, учитывая фактор вступления в НАТО наших некогда нейтральных арктических соседей – Швеции и Финляндии.

А теперь давайте проанализируем с помощью конкретных юридических фактов выпад американки по поводу якобы «чрезмерных претензий на арктические воды».

Что делает Россия? В 2001 году Россия в строгом соответствии с частью 8 статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своих суверенных прав в отношении внешних пределов своего континентального шельфа в Северном Ледовитом океане (за пределами 200 морских миль от исходных линий).

На протяжении более чем 20 лет мы доказывали и получали одобрение со стороны Комиссии ООН на расширение своих претензий в отношении морского дна Арктики. Крайний раз, в феврале 2023 года, Комиссия ООН выпустила 63-страничное резюме, где говорится, что Россия получила одобрение по большинству своих притязаний на морское дно в центральной части Северного Ледовитого океана площадью примерно 1,7 миллиона квадратных километров.

Таким образом, расширение наших арктических вод происходит согласно международному праву при полной поддержке международного сообщества, а значит правомерно и легитимно.

Что делают США? В конце 2023 года Госдепартамент США заявил об одностороннем расширении внешних границ своего континентального шельфа в акваториях Арктики и Берингова моря, Атлантического и Тихого океанов, Мексиканского залива. В результате этого, по сути, силового захвата США неправомерно установили свою юрисдикцию в отношении 1 миллиона кв. км.

При всём этом США даже не являются участниками Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, а значит не имеют никаких легальных оснований на расширение своих прав в Арктике за пределами 200 морских миль.

Кстати, ратификация этой Конвенции является давней разменной монетой во внутриполитических процессах в США. Причем именно республиканцы, как проводники интересов нефтегазовой промышленности, традиционно выступают против Конвенции, которая накладывает дополнительные обязательства по сохранению морской среды, климату, отчислению и взносам за разработку «расширенного шельфа» и др., не говоря уже о необходимости соблюдать интересы других государств в Мировом океане, прежде всего, в вопросах безопасности и судоходства. Этого американцы, как известно, делать не умеют и не хотят.

У нас в таком случае говорят «чья бы корова мычала, а чья бы и помолчала», в английском эквиваленте – «the pot calling the kettle black».