11 апреля 2023 г.
Пандемия COVID-19: вызов для стран по достижению цели устойчивого развития №3
В 2015 году Генеральная Ассамблея ООН разработала план до 2030 г. по «достижению лучшего и более устойчивого будущего для всех». Человечество регулярно сталкивается с различного рода кризисами, вызовами и угрозами по достижению целей, поставленных в 2015 г. Все чаще эксперты говорят о том, что совокупность кризисов, вставших на пути к достижению ЦУР, кардинально повлияла на сроки их достижения.
В контексте тематики здравоохранения особенно выделяется ЦУР №3, которая звучит как: «Обеспечение здорового
образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте». Одним из индикаторов ЦУР №3 является индикатор 3.d: «Улучшить потенциал раннего предупреждения глобальных рисков для здоровья». Суть данной цели заключается в том, чтобы наращивать потенциал всех стран, особенно развивающихся стран, в области раннего предупреждения, снижения рисков и регулирования национальных и глобальных рисков для здоровья.
Одним из главных негативных эффектов пандемии COVID-19 стало закрытие стран от внешнего мира. Преследуя цель замедлить стремительное распространение вируса среди населения, правительства стран ввели жесткие ограничения на перемещение людей и товаров. Помимо сокращения объемов торговли (в 2020 году было зафиксировано сокращение торговли товарами на 8%, торговли коммерческими услугами – на 21%, отдельных рынков услуг (туризм) – на 62,6%), разрыва международных производственных цепочек из-за сложностей в логистике, существенный удар получило международное взаимодействие по решению глобальных и региональных проблем развития.
Особенно негативно данные ограничения повлияли на страны, не имеющие выхода к морю, они в большей степени зависят от транспорта, при этом именно там транзитные сети развиты слабо. Для этих стран издержки при торговле составляют на 50% больше, чем для тех, что имеют выход к морю. Пандемия выявила их особую уязвимость. В такие государства было сложнее завозить средства индивидуальной защиты, аппараты искусственной вентиляции легких и другое оборудования, необходимое для борьбы с COVID-19. Кроме того, сократился экспорт, что привело к резкому снижению доходов.
Также пострадали экономики стран зависимых от туризма, которые приняли решение закрыть границы, в результате их доходы упали в среднем на 90%. Ситуация, сложившаяся в Черногории демонстрирует это, при этом уровень заболеваемости на душу населения был один из самых высоких. При этом страны с тем же наполнением экономики, оставившие границы открытыми, такие как Хорватия и Албания, сумели получить более 50% выручки от той, что была в 2019 г., до пандемии.
Первоначальная ориентация на решение проблем, связанных с пандемией COVID-19, только за счет внутренних ресурсов страны в итоге не показала своей жизнеспособности, но при этом заставила по-новому взглянуть на сложившуюся систему международного сотрудничества в интересах устойчивого развития.
Поскольку здоровье представляет собой неотъемлемую часть человеческого капитала и является предпосылкой, движущей силой и результатом устойчивого развития, ЦУР №3 имеет отношение приблизительно к 50 задачам, связанным со здоровьем, в рамках ЦУР, и обязательству «никого не оставить без внимания». Несмотря на достигнутый за последние несколько десятилетий существенный прогресс в области здравоохранения, в мире наблюдается отставание от графика достижения ЦУР №3. Кроме того, имеются значительные различия между странами и внутри стран в отношении вероятности решения многих задач ЦУР, связанных со здоровьем.
Многие страны — особенно с низким уровнем дохода — сталкиваются с серьезными проблемами в своем стремлении выполнить эти задачи. Среди таких проблем — растущее неравенство и недостаточное внимание к таким детерминантам здоровья, как водоснабжение и санитария, питание, стигматизация и дискриминация, гендерное неравенство, насилие.
Несмотря на то что расширение глобальной архитектуры здравоохранения за последние два десятилетия принесло значительные выгоды, страны могут столкнуться с серьезными трудностями в работе с многочисленными международными партнерами, у каждого из которых свои собственные мандат, приоритеты и оперативные подходы к финансированию, мониторингу, отчетности и взаимодействию с национальными заинтересованными сторонами. С другой стороны, для стран появляются многообещающие новые возможности в виде инновационных продуктов и подходов в области здравоохранения и цифровых технологий, которые могут изменить способ сбора и использования данных в области здравоохранения и внести свой вклад в обеспечение более справедливых и основанных на правах человека медицинских услуг.
Несмотря на успехи во многих областях здравоохранения, большинство задач в рамках Цели №3 и других связанных со здоровьем задач выполняется недостаточными темпами, а пандемия еще более осложнила достижение прогресса. Этим объясняется необходимость ускорения работы, для чего требуется укрепление сотрудничества, повышение качества данных, ускоренное массовое внедрения инноваций и повышение внимания к проявлениям неравенства и вопросам оказания первичной медико-санитарной помощи.
2023 г. будет серединой срока осуществления Повестки дня на период до 2030 г. и, следовательно, станет важной вехой в глобальном здравоохранении и развитии. Необходимы изменения, которые станут промежуточными приоритетами по достижению ЦУР№3, а именно:
● улучшение координации между учреждениями в рамках их глобальных, региональных и страновых процессов и улучшение обмена информацией и сотрудничества, что обеспечит ускоренный и устойчивый прогресс на пути к решению связанных со здоровьем задач ЦУР;
● снижение нагрузки на страны в результате более согласованной оперативной и финансовой политики и подходов между учреждениями с убедительными свидетельствами роста уровня «консолидированной» поддержки;
● концентрация внимания на целенаправленном сотрудничестве, интегрированном в организационную культуру учреждений и охватывающем правящие круги и группы высших руководителей на глобальном уровне, а также страновые, региональные и оперативные группы.
Опыт пандемии COVID-19 значительно повлиял на восприятие совместного реагирования на вызовы и угрозы, связанные со здравоохранением. Необходима комплексная оценка действий, которые помогут в будущем избежать проблем, с которыми человечество столкнулось во время пандемии помимо аномальной болезни.
Список источников и литературы:
- Достижение ЦУР в условиях пандемии COVID-19: роль государств и высших органов аудита // Счетная палата Российской Федерации URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-SDG.PDF (дата обращения: 28.02.2023).
- Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб странам, не имеющим выхода к морю // UN.org URL: https://news.un.org/ru/story/2022/08/1429672 (дата обращения: 28.02.2023).
- Цель 3: Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте // UN.org URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/health/ (дата обращения: 28.02.2023).
- Цель 3 Хорошее здоровье и благополучие // SDG Open Shkola URL: http://sdg.openshkola.org/goal3 (дата обращения: 28.02.2023).
- COVID-19 and the SDGs // Feature UNDP URL: https://feature.undp.org/covid-19-and-the-sdgs/ (дата обращения: 28.02.2023).
- COVID-19 pandemic: The fears and hopes for SDG 3, with focus on prevention and control of noncommunicable diseases (SDG 3.4) and universal health coverage (SDG 3.8) // National Library of Medicine URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9334993/ (дата обращения: 28.02.2023).
- «Мы усвоили урок»: Черногория назвала ошибкой закрытие границ из-за COVID-19 // Forbes URL: https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/416789-my-usvoili-urok-chernogoriya-nazvala-oshibkoy-zakrytie-granic-iz-za-covid-19 (дата обращения: 28.02.2023).