На фоне заметного повышения интенсивности диверсификации космической деятельности и расширения круга ее участников как из числа государств, международных организаций, так и частного сектора, возникает все больше связанных между собой открытых, в том числе правовых вопросов, требующих глубокого осмысления и проработки с целью принятия решений, призванных сформировать прочную основу последующего развития космической деятельности и международного космического права. Становится очевидным, что значительное влияние на эти процессы будут оказывать проблемы, накопившиеся в современной системе международных отношений. Более того, существует прямая угроза превращения космоса в объект международных противоречий.
Развитие событий по этому сценарию противоречило бы интересам Российской Федерации, ее традиционной линии на сохранение космоса для использования в мирных целях и развития самого широкого международного сотрудничества по его исследованию и освоению в интересах и на благо всего человечества на основе запрета на национальное присвоение космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Регулирование открытых вопросов космической деятельности должно осуществляться с опорой на поступательное развитие норм международного права, отвечающим принципам Устава ООН и Договора по Космосу 1967 г.
К сожалению, ряд ведущих космических держав, вкладывающих серьезные интеллектуальные и материальные ресурсы в развитие своих космических программ, во главе с США, прочно стоят на позиции принципиальных противников разработки в рамках ООН любого нового международного договора универсального характера. Эти страны склоняются к тому, что в долгосрочной перспективе делать ставку на разработку отвечающих их подходам неких правил космической деятельности, в том числе в области исследований освоения использования космических ресурсов, в виде норм мягкого права, которое, по всей видимости, они намерены инкорпорировать через национальное законодательство и заключение соглашений с разделяющими такой подход государствами и международными организациями.
Россия, как и большинство государств-членов ООН, продолжает считать ключевой площадкой для предметного обсуждения международного космического права Комитет ООН по космосу. При любых раскладах для нас неизменной основой для решения всех вопросов являются положения Договора 1967 г. и его добросовестного истолкования, отвечающем общепризнанным нормам международного права.